Руководитель Ростуризма Олег Сафонов, поприветствовав участников совещания, подчеркнул важность этого вопроса. «Реализация проекта по созданию бренда России идет уже несколько лет, - отметил Олег Сафонов. - У каждой страны, которая активно развивает и продвигает туризм в мире, есть бренд. У 144 стран мира такие бренды и слоганы есть. У нас нет, и это серьезное упущение. Нам важно продвигать наш туризм и внутри и за рубежом».
На первом этапе было решено поработать с гражданами, и был объявлен открытый конкурс на разработку бренда страны, напомнил глава Ростуризма. Поступило более 10 тысяч предложений, были даже профессиональные работы, но в большинстве случаев это были добрые и наивные варианты. Три победителя народного конкурса получили награды. «Но мы поняли, что нужно работать с профессионалами, - пояснил Олег Сафонов. – Мы обратились в Ассоциацию брендинговых компаний России, и они живо откликнулись на наше предложение. Посчитали важным участвовать в этом историческом процессе».
Сейчас работа подошла к финалу. Алексей Андреев, руководитель Ассоциации, рассказал о процессе: «Рекрутировать профессионалов на эту работу было легко. Ведь на нас посмотрело государство в лице Ростуризма. История небывалая, мы проделали огромную консолидированную работу. Опыта подобной волонтерской работы не было, мировых примеров мы не нашли. В первую очередь совместно с Ростуризмом и представителями профессиональной общественности мы создали маршрутную карту. Было понятно, что понадобятся союзники. Обратились в образовательные учреждения, в профессиональные сообщества, где интересуются брендингом, дизайном, репутацией территорий. Так был сформирован экспертный совет. Защитились мы и с юридической стороны, ведь это интеллектуальный труд».
Было получено 30 взвешенных полноценных стратегий, рассказал Алексей Андреев, из них выбрали 10 финалистов. Они перешли в народное голосование, которое шло на сайте онлайн в течение трех месяцев. В итоге три финальных предложения легли на стол жюри. Глава Ассоциации брендинговых компаний России привел некоторые цифры: презентационный ролик бренда просмотрен уже более 40 тысяч раз, более 50 профессионалов составили сборную России по брендингу, которая работала над проектом, более 30 статей о туристическом бренде России вышло на иностранных ресурсах, посвященных брендингу, более 80 обзоров ему посвящено в интернете, с историей создания бренда специалисты выступили на более чем 10 мероприятий, в том в Париже , Милане, Берлине, Каннах.
Концепция-победитель – это знак, созданный в стиле супрематизма, и девиз «Россия – целый мир», она набрала большинство голосов жюри. «Тема супрематизма - одна из сквозных в российской культуре, и мы нашли инструменты для коммуникации, которые позволят представить страну в этом бренде,- считает Алексей Андреев. - Метафорой стала картинка, которая представляет собой карту страны. Она разбирается на детали и при этом остается узнаваемой. Эксплуатация дизайна бренда будет возможна везде и в разных формах. У знака большое количество интерфейсов. Мы верим в будущее этого бренда. Результатами мы удовлетворены».
Сам бренд, а также его использование вызвали дискуссию участников совещания. Например, должен ли туристический бренд России быть платным или бесплатным? Заместитель руководителя Ростуризма Николай Королев, например, напомнил про использование знаков Олимпиады и Чемпионата мира по футболу – их можно было использовать только с разрешением. Глава Общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко, генеральный директор НП "Центр защиты и помощи гражданам за рубежом и поддержки соотечественников", председатель Общероссийского общественного объединения "Всероссийское объединение туристов", также заметил, что в случае, если знак будет бесплатным, есть опасность, что он появится и на некачественных туристических продуктах, поэтому использование знака, даже если он будет бесплатным, важно будет контролировать.
«Бренд рассчитан и на специалистов, и на потребителя, а значит, должен быть узнаваемым и понятным», - высказывались участники совещания, предполагая, что конструкция финального варианта может быть сложной для восприятия. Алексей Андреев, в свою очередь, заметил, что это пластичный бренд, который подойдет под любую историю и под каждого его пользователя, сможет отразить в себе особенности разных регионов России.
Что касается вопроса, почему создатели бренда России не использовали традиционные символы матрешки, балалайки и других уже узнаваемых российских образов, Алексей Андреев рассказал, что рабочая группа изучала все возможные подходы: «Мы изучали, какая коммуникация работает на потребителя, какая нет. Например, мы предложили убавить пыл в отношении матрешек, гжели и так далее, так же как Франция не пытается везде использовать символ Эйфелевой башни. Мы смотрели, на что и как реагирует аудитория. Пришлось преодолеть много барьеров. Среди финалистов есть и более традиционные варианты брендов, но наша цель думать наперед». «Сейчас нет задачи принять финальный вариант единогласно, важнее одобрение правильности курса нашей работы», - заметил Николай Королев.
По итогам обсуждения участники совещания одобрили представленный туристический бренд страны. Ростуризм должен зарегистрировать знак, будет также продуман формат и правила его использования.