В рамках рабочей поездки в Германию заместитель председателя Правительства РФ Алексей Гордеев встретился с российским органическим сообществом и членами Национального Органического Союза России – участниками коллективной российской экспозиции на ежегодной выставке органических продуктов BioFach, которая пройдёт в Нюнберге 13-16 февраля. Деловая встреча была организована Национальным Органическим Союзом и проектом «Германо-Российский аграрно-политический диалог в России». В деловой встрече приняли участие Алексей Гордеев, заместитель председателя правительства РФ, Иван Лебедев, заместитель министра сельского хозяйства РФ, Владимир Логинов, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, Андрей Слепнев, директор Российского Экспортного центра (РЭЦ), Ольга Оли, координатор проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог в России», Сергей Бачин, председатель совета директоров компании «АгриВолга», Штефан Дюрр, президент группы компаний «ЭкоНива», Татьяна Волкова, гендиректор компании «Органик-Эксперт», Штефан Хипп, владелец и директор компании HIPP, Ольга Ратникова, директор компании «HIPP-Россия», Илья Калеткин, председатель совета директоров группы компаний «Аривера», и другие.
В ходе встречи представители органического бизнеса и федеральных госорганов обсудили актуальные вопросы развития органического сельского хозяйства России, создание необходимой нормативно-правовой базы для эффективного действия принятого в 2018 году закона об органическом производстве, а также единой системы сертификации, маркировки и прослеживаемости органической продукции для повышения качества её производства и доверия населения к органике.
Участники встречи сошлись во мнении, что органическое сельскохозяйственное производство - одно из наиболее перспективных направлений развития сельскохозяйственной отрасли во всем мире. Вице-премьер Алексей Гордеев отметил, что в России заложена серьезная основа развития органического сельского хозяйства, но многое ещё предстоит сделать. Особенно в части повышения качества этой категории продукции и усилении ответсвенности недобросовестного бизнеса за производство фальсификата и введение покупателей в заблуждение относительно состава продуктов, тем самым повысится доверие общества к органической этикетке. Также важно вести масштабную просветительскую работу и формировать в обществе новую культуру питания.
Сергей Бачин, председатель совета директоров компании «АгриВолга», взяв слово, отметил, что органическое движение в России вышло уже на серьезный государственный уровень: «Надеюсь, мы будем идти дальше наравне с США и Европой. Мы надеемся, что эта выставка станет для нас еще одним шагом вперед. Чего бы мы хотели добиться в ближайшее время? Органический закон уже принят в России и начнет действовать с 2020 года, это колоссальная работа, в которой участвовали и законодатели, и работники министерств, и общественность, и наш Национальный Органический Союз посвятил этому всю свою жизнь, пять лет. За этот год надо создать все необходимые подзаконные акты, закончить создание структуры сертификации и аккредитации, чтобы исключить лазейки, чтобы мы могли отвечать за себя и за органиков РФ. Создать реестр, который должно вести Министерство сельского хозяйства. Попробовать начать создавать систему обучения кадров. И, наконец, есть одна внешняя задача – начать движение к договору о взаимности признания органических стандартов между Россией и Европой. Такой договор существует между США и Европой, они шли к нему 12 лет. Чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее наша продукция попадет на зарубежный рынок. Следующее пятилетие мы будем посвящать решению этих задач».
Штефан Дюрр, президент группы компаний «ЭкоНива», который в свое время первым привез органику в Россию, добавил также, что крайне важна популяризация органической продукции: «Причем не только у конечного потребителя, но и в сфере торговли, в сфере переработки, чтобы получить больший ассортимент на торговой полке. Также важна добросовестность на рынке. Российскому знаку органической продукции, который сейчас появится, потребители и рынок должны верить. Если будут появляться недобросовестные производители, и на их продукции будет появляться такой знак, это будет мешать развитию рынка органики».
«Мы уже более 70 лет производим биопродукцию для детей. В России мы представлены более 25 лет, продаем здесь органическое детское питание, в течение 20 лет имеем в России свое производство, - рассказал, в свою очередь, Штефан Хипп, владелец и директор компании HIPP. - Россия огромная страна, есть большой потенциал экспорта. Если в России начать производить органическую продукцию, откроются новые возможности. А чтобы продвигать в России органическую продукцию, важна просветительская работа, надо подчеркивать, что органика – это еще и большой вклад в сохранение окружающей среды. Нужно также иметь в виду время перехода от традиционного земледелия к органическому, в это время доходы снижаются, поэтому в ЕС для производителей есть государственная поддержка в этот период. И третье – нужно повышать доверие к органической российской продукции как в России, так и за рубежом. Нужен также договор между ЕС и Россией, который бы обеспечил взаимопризнание продукции. Если все эти задачи удастся выполнить, то раскроется большой потенциал органического рынка России. Спрос на органику растет, и Россия могла бы сыграть большую роль в удовлетворении такого спроса».
Ольга Ратникова, директор компании «HIPP-Россия», затронула проблемы сферы аккредитации и сертификации: «Если не будет прозрачности в этой сфере, то будущего у органической сферы нет, потому что нет доверия не будет спроса, а не будет спроса – не будет и производства. Я бы предложила создать рабочую группу, с Росаккредитацией, нужно понимание того, как все проходит в Росаккредитации, мы готовы поделиться своим опытом, выработать процедуру. Чтобы к вступлению закона в силу мы все понимали, что если на полке стоит продукция, маркированная как органическая, и на ней указан номер сертификата и сертифицирующего органа, то это легальный аккредитованный сертифицирующий орган, и этой продукцией мы можем кормить своих детей».
Еще одна большая сложность, считает Ольга Ратникова, - слабый интерес перерабатывающей сферы к органике. Важна поддержка Минсельхоза в части работы с производителями сырья. В свою очередь, Станислав Гурьев, генеральный директор компании «СибБиоПродукт», которая экспортирует фуражное зерно в Европу, заметил, что сложности также есть в логистике: отсутствуют оборудованные порты, склады, а ведь органику нельзя выгружать рядом с неорганической продукцией во избежание заражения, например. Поэтому нужно наладить и обеспечить наличие портов, которые бы могли принимать органический груз.
«В Германии, - рассказал участникам встречи Томас Брух, собственник компании «Гипер-Глобус», которая присутствует на российском рынке и стимулирует своих менеджеров к тому, чтобы на полках гипермаркетов было больше органических продуктов, - наблюдается рост потребления органической продукции на протяжении уже многих лет. Самый большой рост за последние 10 лет был именно в секторе органики. 15 лет назад мы пришли в Россию, и тогда весь ассортимент продукции в Глобусе был импортным. Я вижу, что сельское хозяйство и агропромышленный комплекс России в целом сделал сильный скачок вперед за последние 15 лет. Заложена основа для органического хозяйства. Мы видим в России большие перспективы для развития производства органических продуктов. Я рад, что для этого был принят рамочный закон». Томас Брух отметил важность укрепление дружбы и сотрудничества между Россией и Германией.
Сергей Бачин заметил, что в России пока законом защищено только слово «органик», но есть задача в будущем защитить и обозначения «био» и «эко», термины, которые используются и в Европе: «Когда НОС начинал битву за закон об органике, было важно понять, за что идет борьба. Мы смотрели, как легализировалась органика в разных странах. В некоторых странах «био», «эко» и «органик» являются синонимами. Мы пошли по пути защиты одного слова – «органик». Мы считаем, что надо будет внести поправки в закон, чтобы он, как в Европе, защищал и продукцию «био» и «эко». Это закроет много лазеек, которые используют фальсификаторы».
"Развитие органического сельского хозяйства, земледелия, животноводства и оборот продукции необходимо сопровождать на правительственном уровне. Сейчас при Правительстве создана межведомственная рабочая группа по повышению качества пищевой продукции в России. Считаю целесообразным сформировать в ней отдельную подгруппу по органической продукции, где рассматривать со всеми участниками отрасли актуальные проблемы и вопросы, - предложил Алексей Гордеев.
В ходе встречи Алексей Гордеев отдельно поблагодарил Национальный Органический Союз за разработку и принятие долгожданного закона об органической продукции, особенно в таких непростых экономических условиях.
«Мы неплохо поработали в прошлом году над законом об органике, и как база он получился действительно неплохой, - заметил Иван Лебедев, заместитель министра сельского хозяйства РФ. - Мы взяли на себя повышенные обязательства, что в 2019 году до его вступления в силу мы должны принять пакет подзаконных актов, которые детально будут регулировать процесс производства, транспортировки, упаковки, определят требования к производственным площадкам, Рабочая группа, о которой сегодня здесь говорили, уже создана, и в нее входят Росстандарт, Росаккредитация, другие заинтересованные ведомства, и мы провели в этом году уже три рабочие совещания, определив задачи по дорожной карте. Мы примем все необходимые документы к концу года».
Иван Лебедев рассказал, что сейчас есть понимание потенциального количества земли, которая может быть использована под производство органической продукции, идут разработки технологических карт, которые детально определяют возможное внесение ядохимикатов , пестицидов, нормы и требования к органическим посевам, которые определяют процессы питания, лечения и вакцинации животных. «Надо сформировать пул экспертных организаций, в который будут входить обученные эксперты, способные в рамках выездной проверки Росаккредитации провести проверочные работы. Следующий шаг – иметь действенную систему контроля и надзора за выданными сертификатами соответствия и записями в реестре производителей. Пока там есть пробелы, которые мы намерены устранить до вступления закона в силу. Мы приглашаем всех к участию в рабочей группе», - обратился Иван Лебедев к коллегам-участникам дискуссии.
Алексей Гордеев заметил, что ряд полномочий Министерства можно передать на исполнение Национальному Органическому союзу или исполнять их совместно: «Это поднимет авторитет НОСа. Скоординируем, чтобы другие участники рынка становились членами Союза», - предложил зампред правительства РФ.
Участники дискуссии высказали свои предложения и пожелания. Владимир Кашин, председатель Комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ, отметил важность поддержки фермеров со стороны государства. Татьяна Кухоренко, исполнительный директор компании «Сава», рассказала о сложностях работы с дикороссами и предложила, со своей стороны, оформлять не лицензию на сбор урожая, а пошлину. Татьяна Волкова, генеральный директор компании «Органик-Эксперт», единственного сертификатора на российском рынке, заметила, что не хватает кадров в сфере сертификации, и необходимо обучение таких специалистов.
Андрей Слепнев, директор Российского Экспортного центра (РЭЦ), считает, что надо правильно настраиваться на экспорт, а для этого сразу делать европейскую сертификацию. Сейчас это направление сельского хозяйства развивается: в 2018 году было экспортировано аграрной продукции на 25,6 млрд долларов, тогда как в 2017 году - на 20 млрд долларов, привел цифры директор РЭЦ.
Андрей Слепнев предложил также ввести использование специальной маркировки, когда по индивидуальному коду через смартфон можно проверить товар и узнать о нем всю информацию: «Это может быть прекрасной мерой защиты от подделок».
Алексей Гордеев поблагодарил Национальный Органический союз за организацию делового ужина и российского стенда на выставке BioFach.
СПРАВКА: Выставка BioFach проводится с 1990 года в Нюрнберге и ориентирована на представителей сфер здравоохранения, пищеперерабатывающей промышленности (продовольственные товары, пищевые ингредиенты и напитки), текстильной промышленности (ткани и домашний текстиль), защиты окружающей среды. По оценкам организаторов, общее число профессиональных посетителей выставки в 2019 году может составить около 8 тысяч специалистов. Российский стенд производителей органической продукции на выставке BioFach-2019 организует Национальный органический союз совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ), на стенде примут участие 9 компаний из РФ, в том числе сертификационная компания «Органик-Эксперт», «Юфенал-Трейд», ТПК «Сава», «Натурмир», «Савинская Нива», «Сиббиопродукт» и др.