Недавно в российской столице прошел VIII Московский международный форум «Открытые инновации». В рамках мероприятия были подведены итоги шестого Конкурса инноваций в образовании, который проводится Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом при поддержке национального образовательного интегратора ГК «Просвещение». Помимо того, что жюри традиционно определяет победителя конкурса, каждая компания – партнер еще и выбирает из числа финалистов проект, достойный особой поддержки. Организаторы обращают особое внимание на образовательные программы, нацеленные на создание благоприятных условий для школьников, испытывающих сложности с обучением и социализацией. Именно такие инициативы, считают учредители конкурса, способствуют реализации принципов гуманистической педагогики в образовательной среде.
Великое дело
В этом году специальный приз от компании «Просвещение» получил проект «Методика обучения разновозрастных учащихся в учебных заведениях пенитенциарной системы», который представила школа воспитательной колонии города Канска Красноярского края. Как сообщила Директор по внешним коммуникациям ГК «Просвещение» Кристина Колесникова, решение о поддержке этой образовательной инициативы единогласно было принято на консилиуме руководящего звена национального образовательного интегратора. С социальной и человеческой точки зрения, по словам Колесниковой, это очень сложный и важный проект, который требует «большого вложения внутренних ресурсов».
«Вы делаете великое дело, и мы готовы поддержать вас методически, сделать так, чтобы ваш проект развивался дальше», - заверила педагогов школы Директор по внешним коммуникациям «Просвещения».
Со своей стороны директор воспитательной колонии города Канска Валентина Карпачук отметила, что ГК «Просвещение» как национальный образовательный интегратор, имеющий большой опыт внедрения и распространения инновационных методик в практику российских школ, может оказать неоценимую поддержку в тиражировании опыта работы с трудными подростками. «Мы уже в ближайшее время начнем проводить семинары для коллег-педагогов в нашем регионе, а в будущем надеемся издать методическое пособие, содержащее, в том числе, видеофрагменты наших уроков», - сообщила Карпачук.
Индивидуальный подход как основной принцип
Как рассказала директор школы, образовательная организация работает в особых условиях, и традиционная классно-урочная система там не может быть достаточно эффективной. Поэтому разработана инновационная модель, «важнейшей частью которой является максимально информативная входная диагностика».
На ее основе в школе создаются и используются ежедневные индивидуальные образовательные планы. При этом ученики не «привязаны» к конкретным классам или урокам, в ходе образовательного процесса они постоянно совершают выбор и несут за него ответственность. По словам Карпачук, в результате воспитанники колонии регулярно показывают хорошие результаты на олимпиадах и конкурсах, в которых участвуют на дистанционной основе.
Система, как говорит Валентина Карпачук, помогает не только получить знания, но и «преодолевать определенные элементы субкультуры».
«Подростки учатся самостоятельно учиться, а значит - самостоятельно жить и действовать, что способствует профилактике правонарушений», - убеждена Кристина Колесникова.
Лицом к каждому ребенку
Тот факт, что школа воспитательной колонии города Канска может стать ресурсным центром, методика которого может быть применена другими образовательными организациями пенитенциарной системы, в компании «Просвещение» считают особенно важным.
В целом, в этом году на конкурсе, сообщила Директор по внешним коммуникациям ГК «Просвещение», «было представлено много интересных начинаний – как в ставшей привычной для инноваторов цифровой среде, так и в области педагогики и работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Она напомнила, что финалистами конкурса стали десять команд. А победителем был выбран питерский проект «Команда С.Л.У.Х» - онлайн-платформа и комикс для профилактики буллинга в отношении слабослышащих детей.
Уважительное отношение к личности и раскрытие ее уникальных способностей - такие принципы лежат в основе гуманистической педагогики. По словам классика этого направления, легендарного педагога Антона Макаренко, «только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом». Проекты, поддерживающие подростков в сложных жизненных обстоятельствах – яркое подтверждение того, что в российской системе образования появляется все больше реальных дел, на которые и может равняться подрастающее поколение.