Конференция «Эко био органик продукция в ритейле: путь к потребителю» прошла в Москве в рамках 11-й Международной выставки органической, натуральной и экологичной продукции «ЭкоГородЭкспо Осень 2019». В выставке приняли участие представители отраслевых ведомств, ассоциаций и союзов, компаний-производителей и дистрибуторов экологичной и органической продукции, of-line и on-line магазинов экотоваров, международных, федеральных и региональных розничных сетей, СМИ.
В рамках дискуссии эксперты отрасли сельского хозяйства, представители органического производства, законодательной сферы, различных компаний и ведомств обсудили проблемы развития органического сельского хозяйства в России. Еда должна быть качественной и безопасной – это главная проблема, которую обсудили участники конференции.
До 60 процентов жителей России готовы потреблять ЗОЖ-продукцию. Но большинство покупают фермерскую продукцию, которой сейчас много на полках магазинов. Как можно бороться с явлением гринвошинга, чтобы потребитель не путался в терминах био, эко и органик и покупал действительно полезную продукцию?
«Как отличить настоящие органические продукты от гринвошинга – не ответит никто, потребитель путается», - заметил Алексей Кулешов, модератор заседания, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). В рамках конференции разгорелась дискуссия о том, надо ли разводить понятия органической продукции и «зеленого бренда», и как их различать. «Может быть, нужно разработать отдельный стандарт для «зеленой продукции»?», - отметил Алексей Кулешов.
Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза, напомнил о том, как появился закон об органической продукции: «Когда президент России впервые произнес слова о том, что нужно развивать зеленый бренд, я даже не сомневался, что это о нас – об органике. Об этом мы всегда говорили. А потом появилось новое направление – «зеленая продукция». Возникла ситуация, когда понадобилось терминологически развести эти понятия. Мы должны проводить совершенно разные конференции. Органика – свои, а приверженцы продукции с улучшенными экологическими характеристиками - свои. Главная разница - это совершенно разные технологии производства. Мы не применяем химию, антибиотики и многое другое, но все это применяется в «зелёной продукции». Правильнее было бы говорить об индустриальной продукции и «улучшенной» индустриальной продукции».
Исполнительный директор НОС напомнил, что с января 2020 года в силу вступает новый закон – закон об органической продукции. Органической продукцией может называться только сертифицированная продукция, а сейчас с развитием сектора сертификации в России сложности. Олег Мироненко также рассказал о развитии российских стандартов органического производства и процесса взаимопризнания их на зарубежном рынке. «Положительный момент – у российской органики сейчас есть свой знак, которым она будет обозначаться, - напомнил Олег Мироненко. - Важно также развивать поддержку органических производителей на государственном уровне, иначе продукция будет более дорогой. Сейчас государство проявляет интерес к сектору. Активно также обсуждается вопрос о том, чтобы субсидировать 50 процентов затрат на сертификацию органической продукции, идущей на экспорт».
Олег Мироненко отметил, что следующий год будет крайне важным не только для России, но и для мира: «с 2020 по 2022 годы мы отметим столетие развития органики в мире, 60 лет признания органики как самостоятельного движения в сельском хозяйстве и 50 лет развития базовых принципов органического сельского хозяйства. А на Всемирном конгрессе в Париже будут определены основополагающие принципы развития органического производства в мире на ближайшие три года».
«На полках много продукции, которая на самом деле не является органической. Происходит манипуляция сознанием потребителя, отсюда недоверие общества к органической продукции», - заметил Сергей Беляков, председатель правления Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Эксперт также отметил важность развития национальной сертификации органического производства.
«Действительно, мы наблюдаем спрос на продукцию, которую сам потребитель определяет как «здоровое питание». Но потребитель должен подтверждать, что продукция действительно органическая, - сказал Сергей Беляков. – Россия в тренде: мы видим рост такой продукции, рост земельных угодий, выделяемых под органику. Но если в Австралии, например, под производство органической сельхозпродукции выделено 18,7 млн гектаров, США – 2 млн гектаров, а в России – 290 тысяч га, хотя Россия с точки зрения земель, пригодных для органики, - на 11 месте в мире».
Как обеспечить этот качественный скачок? Это не только земли. Это производители, технологии и спрос, а в этом есть ряд неприятных факторов, замечает Сергей Беляков: «В России около 100 сертифицированных производителей органики. А в мире всего около 3 млн производителей. В маленькой Литве, например, - 2,5 тысячи органических производителей, в Германии – 24 тысячи. Надо ставить амбициозные цели. Нужна также государственная поддержка, без которой не обходится развитие органики за рубежом, издержки надо компенсировать. Второй фактор – готовность покупателя покупать органическую продукцию».
«Для нас понятия «органическое выращивание» и «безопасность продукта» - это разные понятия, поэтому мы проводим также свои дополнительные исследования продукции, - подчеркнула, в свою очередь, Полина Мурашкина, руководитель отдела качества, устойчивого развития и экологии торговой сети «Гипер Глобус». Но пока, к сожалению, потребитель путается в продукции, и, например, часто думает, что это продукция без консервантов - то есть оценивает не принципы производства, а принципы обработки, и надо работать с такой низкой осведомленностью покупателя, заметила эксперт.
«Проблема гринвошинга имеет отсроченный характер. Многие участники рынка несколько лет назад активно эксплуатировали понятие «органики», и покупатели перестали доверять этой продукции. Многие покупатели знают «евролист», но не знают пока, что такое российский знак органики. Мы будем прилагать все усилия, чтобы потребитель знал, что такое честная органика», - подчеркнула Полина Мурашкина.
В «Гипер Глобусе» основная органическая продукция – с сертификатами «зеленый лист» и некоторыми российскими сертификатами. «Мы даже делали раньше запросы к зарубежным компаниям-сертификаторам, чтобы получить подтверждение», - заметила Полина Мурашкина. В «Гипер Глобусе» сейчас представлено 750 артикулов органической продукции, из них более 100 – это российская продукция. Стоит задача расширить ассортимент органики в мясной и овощной продукции. Рост покупателей органики составил более 200 процентов. «Это хороший показатель, мы хотим, чтобы таких осознанных покупателей органики было в России больше», - сказала Полина Мурашкина.
«Ассортимент органической продукции вписывается в наши принципы устойчивого развития: это забота о природе, об экологии и о людях, это правила осознанной жизни, и мы хотим, чтобы они были и правилами наших покупателей», - подчеркнула Полина Мурашкина.
Сегодня в мире драйвером развития органического производства является потребитель, хотя 30-40 лет назад это был производитель, подчеркнул Олег Мироненко: «Первая в мире органика была создана для себя. А потом уже для друзей, для других. Так развивалось органическое производство, а потом за органической продукцией потянулся и потребитель». Поэтому крайне важно поддержать и развивать доверие потребителя к органической продукции.