В настоящее время, согласно данным международного исследования PISA, Россия входит в число 18-ти стран с устойчивым ростом качества школьного образования, а московские школьники показали один из лучших результатов по математической и читательской грамотности. Примечательно и то, что сегодня элитные школы Великобритании внедряют в практику советскую систему образования, а самым успешным коммерческим образовательным проектом последних лет в США является курс «Русская школа математики». Серьезные достижения и у российских вузов – в ноябре сразу 30 наших высших учебных заведений вошли в топ рейтинга университетов мира Times Higer Education. Не удивительно, что недавно Всемирная ассоциация выпускников высших учебных заведений объявила, что совместно Государственным университетом управления займется развитием экспорта российского образования.
Обозначенные тренды - лишь начало большого пути нашего образования на международный рынок в качестве серьезной экспортной составляющей экономики страны, убеждены эксперты. Роль интегратора деятельности различных организаций и всех заинтересованных в развитии экспорта образования сторон может взять на себя группа компаний «Просвещение». Об этом сообщил президент группы Михаил Кожевников, подчеркнувший, что образование давно является «визиткой карточкой России на мировой арене» и такое положение вещей, как он убежден, необходимо сохранять.
На пути к «эффекту масштаба»
Серьезно упрочить позиции отрасли на зарубежных рынках и отладить механизм устойчивого развития экспорта ее достижений намечено к 2024 году в рамках реализации мероприятий нацпроекта «Образование».
Важнейшая задача на этом пути - повышение глобальной конкурентоспособности российских вузов и значительное увеличение доли обучающихся в них иностранных студентов. Как считают в группе компаний «Просвещение», для достижения этой цели необходимо соблюдать определенный алгоритм действий. Прежде всего, университеты и профильные вузы должны выработать собственные стратегии привлечения иностранцев, и начать гораздо более эффективно представлять себя на различных международных площадках. «Без комплексных программ и общей стратегии в рамках регионов и страны в целом будет чрезвычайно сложно добиться желаемого результата», - сообщил Кожевников. По его словам, вузам необходим «эффект масштаба», получить который можно только благодаря системному взаимодействию и сокращению расходов, что является «чистой бизнес задачей». Значительно оптимизировать процесс поможет, полагает эксперт, появление на рынке единого оператора, оказывающего вузам грамотную поддержку по представлению их интересов и созданию определенного имиджа на международном уровне.
Не менее важной составляющей алгоритма эффективного экспорта образования в компании считают развитие российского школьного образования за рубежом. «Приобщение к традициям нашей системы еще со школьной скамьи может со временем дать мультипликативный эффект, - отметила директор по внешним коммуникациям группы компаний «Просвещение» Кристина Колесникова. – В высшие учебные заведения поступают вчерашние школьники, и если они напрямую столкнуться с российскими образованием еще в стенах общеобразовательных организаций, то с гораздо большей долей вероятности выберут для получения профессионального образования вуз именно в России».
Еще одной составляющей общего алгоритма экспорта российских образовательных достижений является популяризация в мире русского языка. Особенно это важно для стран, входивших в состав СССР, членов СНГ и просто традиционно тяготеющих к России государств. Также необходимо продолжать продвигать на международном уровне так называемый пакет Russian Science - образовательные кейсы по традиционно сильным для нашей страны предметам, таким как математика, информатика, физика и химия.
Как считают специалисты группы компаний «Просвещение», именно активная работа сразу по всем этих направлениям в русле государственно-частного партнерства и может вывести экспорт образования на новый уровень.
Практические шаги
Практические достижения в сфере экспорта российского образования в последние годы не перестают множиться. То же «Просвещение» издает адаптированные для школьников, проживающих на территории постсоветского пространства, учебно-методические комплекты. Например, большой популярностью за рубежом пользуется пособие по изучению математики в начальной школе авторского коллектива во главе с Марией Моро. Также компания реализует проекты, способствующие повышению интереса к русскому языку, помогает зарубежным школам с оборудованием для профильных классов, сотрудничает с целым рядом вузов в вопросе продвижения их достижений на международном уровне. Кроме того, в настоящее время компания, используя механизм концессионных соглашений, реализует в Нижегородской области проект строительства крупного образовательного комплекса. Его концепция основана на учете современных требований к организации практикоориентированного образовательного процесса, и нет сомнений в том, что со временем она может быть тиражирована «Просвещением» на экспорт.
Стоит сказать, что активно в процесс развития экспорта образования в последнее время включились и российские регионы. Так в этом году Новосибирск попал в рейтинг лучших студенческих городов мира по версии Quacquarelli Symonds. А Томская область, например, вузы которой входят в десятку лучших в России, может стать национальным образовательным центром и подключиться к участию в нацпроекте «Экспорт образования». С целью совершенствования образовательной инфраструктуры местные власти планирует построить в области новый студенческий городок. Но и уже сейчас в регионе каждый пятый студент – иностранец.