Участники дискуссии рассказали о проектах, направленных на повышение финансовой грамотности разных групп населения.
По мнению Анны Зеленцовой, стратегического координатора проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», финансовая грамотность играет важную роль в преодолении бедности. Конечно, залог всеобщего благосостояния – это рост экономики, но причиной бедности зачастую становится неумение человека распоряжаться личными финансами.
Как отметила Гузелия Имаева, директор Национального агентства финансовых исследований, в зоне риска оказывается молодое поколение. Семья не является транслятором установок финансовой грамотности – как показал прошлогодний опрос с участием 85 тыс. респондентов, в 70% семей родители не поднимают эти темы в общении с детьми. А система образования, по ее мнению, лишь движется к тому, чтобы прививать детям правильные стратегии финансового поведения.
Впрочем, как сообщил директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, профессор НИУ ВШЭ Николай Берзон, в течение нескольких лет выпускаются пособия по финансовой грамотности для школьников, а учителя из разных регионов повышают квалификацию для ее преподавания.
Главный редактор издательства «Просвещение» Надежда Колесникова рассказала, что если раньше обучение финансовой грамотности считалось прерогативой основной и старшей школы, то сегодня запрос на такие программы зафиксирован на уровне начальных классов и даже детского сада. «Просвещение» готово на этот запрос ответить.
Она также напомнила, что задания по финансовой грамотности были впервые включены в международное исследование качества образования PISA в 2012 году, и российские 15-летние школьники продемонстрировали результаты выше среднего. В числе причин, по мнению Надежды Колесниковой, – хорошая математическая подготовка, необходимая для выполнения этих заданий, а также здравый смысл, которого у наших детей достаточно.
Благодаря инициативам Минфина России и Центрального банка России сегодня в школах немало учебной литературы по финансовой грамотности, считает главный редактор «Просвещения». Единственное, что школы просят в дополнение к имеющимся материалам, - задачники, дающие возможность детям применять знания в реальных жизненных ситуациях. «В школьном возрасте дети еще не сталкиваются со сложными финансовыми ситуациями, но они должны быть к ним готовы – уметь о них размышлять и принимать правильные решения», - подчеркнула Надежда Колесникова, пригласив всех присутствующих поучаствовать в работе над новыми задачниками.
Пресс-служба ГК «Просвещение»