Скандал, разгоревшийся в Петропавловске-Камчатском, вышел на федеральный уровень. На застройщика, компанию «Русский двор», пожаловались в СПЧ, сообщив о возможных нарушениях при передаче ему городской земли. Мошенничество с землей — самый распространенный вид преступлений с недвижимостью. В последние время махинации подобного рода в России приобрели небывалый размах, по ним впору изучать географию страны. О сути дальневосточного конфликта — в материале «Ленты.ру».
Государственное — значит, мое
Давно уже ни для кого не секрет, что многие чиновники воспринимают государственное имущество как свою собственность, которой готовы щедро делиться — само собой, небезвозмездно. Продажа участков в природоохранных зонах, незаконное отчуждение земельной собственности в пользу коммерческих предприятий, дарение земли мамам, зятьям и тещам — уголовных дел на эту тему довольно много. Как печально шутят юристы, ведущие подобного рода дела, один средней руки муниципальный служащий может распродать участок размером с деревню, а чиновник рангом повыше — пустить с молотка целый город. Схема отработана еще в девяностых и проста, как пирамида Мавроди: чиновник — взятка — бизнесмен. В итоге земля переходит в частное владение без шума и пыли, в обход законов, аукционов, конкурсов и прочей ненужной суеты. В ход идет даже подделка документов.
Ситуация в Петропавловске-Камчатском стала поводом для судебного разбирательства, которое длится уже второй год. Землю, на которую с полным правом претендовала государственная корпорация по развитию Дальнего Востока, отдали в частные руки. На местном уровне разбирательства пока ни к чему не привели, и там решили обратиться к федеральным структурам. Жалоба поступила Кириллу Кабанову, члену Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, председателю Национального антикоррупционного комитета.
«В мой адрес поступило заявление из Петропавловска-Камчатского о возможных нарушениях, допущенных при выделении земельных участков бизнесу под строительство без конкурсных процедур. В конкретной ситуации речь может идти о возможных нарушениях при выделении земельного участка ООО «Русский двор». Эта компания получила территорию, на которую с полным на то правом (в соответствии с федеральным законодательством) претендовала Корпорация по развитию Дальнего Востока (КРДВ). КРДВ является управляющей компанией на территориях опережающего развития. Наличие подобных нарушений дает основания для обращения в органы МВД и прокуратуры на предмет организации проверки», — пишет в своем блоге Кирилл Кабанов. По его словам, подобные действия обычно совершаются с участием материально заинтересованных представителей органов местного самоуправления.
История с криминальным душком
Все началось в 2019 году, когда администрация Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Камчатка» обратилась в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с просьбой выделить участок земли в аренду компании-резиденту ТОР. Сама ТОР находится в ведении корпорации по развитию Дальнего Востока (КРДВ), которую, в свою очередь, учредило государство, а конкретно — министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Получается, что, отказав ТОР, местные власти отказали государству, потому что место было уже занятно: эту землю уже отдали в аренду компании «Русский двор» — вопреки букве закона, без всякого конкурса.
КРДВ обратилась в Генпрокуратуру, действия муниципалитета признали незаконными, однако судебные разбирательства продолжаются. А «Русский двор» тем временем стал героем криминального расследования, предпринятого телеканалом НТВ.
Но девелопер, судя по всему, сдаваться не намерен. Гендиректор компании «Русский двор» Николай Воронов открыто обвинил власти в том, что они мешают его бизнесу. ТОР «Камчатка» «много бед принес» — эти слова девелопера цитировали все местные СМИ.
Якобы из-за судебных тяжб бизнесмену пришлось приостановить стройку образовательного комплекса в одном из районов Петропавловска-Камчатского. Готовый объект обещал выкупить бывший губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, но теперь региональные власти от своих намерений отказались, и Воронов вынужден выставить комплекс на продажу.
«Русский двор» не впервые получает от местных чиновников землю на эксклюзивных условиях. Участок под тот самый образовательный комплекс в 2017 году Воронов тоже получил без проведения торгов, поскольку объект был признан масштабным и социально значимым. Но, как заявляют камчатские общественники, речь идет о платном детском учреждении, где ежемесячная плата за место в детском саду составляет 50 тысяч рублей, а в начальной школе — 55 тысяч. И при чем тут социальная значимость — неясно.
Но поскольку строительство образовательного комплекса признали социально значимым, «Русский двор» к тому же получил право на бюджетные субсидии в размере 20 миллионов рублей — для возмещения затрат на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на подключение электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Сейчас, несмотря на все меры государственной поддержки, в нарушение графика проект не реализован, а часть предоставленного земельного участка используется девелопером не по назначению.
Кроме того, те же общественники разведали, что здание строилось с использованием опасного, но очень дешевого материала — пенополистирола. Из-за него в свое время выгорела дотла печально знаменитая «Хромая лошадь», а затем еще несколько объектов. Информация об этом поступила в Госдуму, депутат Юрий Волков прокомментировал ситуацию на своей странице в Facebook: «В столице края местный девелопер «Русский двор» строит детский сад с использованием пенополистирола. Материал этот, как полагают многие эксперты в строительной области, весьма небезопасный. Но, как пишут СМИ, у гендиректора компании на Камчатке целый завод по его производству, а потому он его активно использует в своих проектах». Также Волков сообщает, что совместно с членом Общественной палаты России Александром Малькевичем готовит запрос в надзорные органы.
Депутат также располагает информацией о том, что землю под строительство компания получила в обход законных процедур, что «само по себе уже должно привлечь внимание правоохранительных органов».
Прецеденты с печальным исходом
Чем закончится судебное разбирательство между ООО «Русский двор» и КРДВ, пока неясно. С уверенностью можно сказать одно: если в девяностые махинации с госсобственностью зачастую сходили с рук нарушителям закона, то сейчас уголовные преследования по таким делам — уже не редкость.
Из недавних случаев — дело бывшего главы Новокуданска, который должен предстать перед судом за незаконную раздачу земли. Следствие закончилось в начале марта. Чиновника обвиняют в незаконной передаче в собственность третьим лицам нескольких муниципальных земельных участков. В марте же вышел на свободу бывший министр промышленности и энергетики Саратовской области — срок ему все-таки немного скостили. В 2018 году он был приговорен к 2,5 года лишения свободы. На предыдущей должности главы Энгельсского района Андрей Куликов вместе с подельником незаконным путем передали государственные земли в частную собственность.
За незаконную раздачу земель тюремный срок в настоящий момент грозит главе Непряхинского сельского поселения в Челябинской области. Уголовные дела заведены на глав сельских поселений в Дагестане, в Крыму, в Татарстане. И таких фактов по стране — десятки. Можно просто набрать в поисковике «незаконная раздача земель» и ознакомиться с самыми свежими кейсами. Константин Ляпунов
Фото: Юлия Невская / «Коммерсантъ»