Глава Иркутска отметил, работа над внесением изменений в один из основных документов областного центра – Стратегией социально-экономического развития Иркутска до 2030 года – начата. На данном этапе проведен анализ социально-экономической ситуации в городе, определены самые проблемные позиции, обозначены точки роста.
«Каждая кризисная ситуация – это возможность двигаться вперед, – цитирует главу города пресс-служба мэрии областного центра. – Точки роста обозначены как раз на самых проблемных участках городского хозяйства. В своих действиях мы руководствуемся общероссийской стратегией развития, отраженной в национальных проектах 2019-2024 годов. Поэтому первый приоритет стратегии развития Иркутска – развитие человеческого капитала. Особое внимание здесь уделяется здоровью и образованию иркутян».
Согласно социально-экономическому анализу, Иркутску не хватает около пяти тысяч мест в детских садах. Для перевода школ на односменный режим работы необходимо к 2025 году построить около 30 учебных заведений от 500 до 1200 мест. Высока потребность в строительстве новых и капитальном ремонте действующих объектов здравоохранения. Второй приоритет связан с созданием в Иркутске комфортной среды для жизни.
«Исторический центр Иркутска сейчас перегружен общественно-деловыми функциями. Десятки тысяч людей из отдаленных районов Иркутска и муниципальных образований, граничащих с областным центром, ежедневно приезжают в центр города. Это влечет за собой проблемы транспортных заторов, стихийных парковок, – отметил Руслан Болотов.
По мнению мэра, решать проблему перегруженности центра города нужно в двух направлениях. Первое – создавать новые точки социально-деловой активности в разных районах города. Второе – скоординировать действия всех субъектов естественно сложившейся иркутской агломерации с численностью населения более 1 млн человек.
Администрация города обозначила для комплексного развития три новых городских территории, которые возьмут на себя часть общественно-деловых функций. Это территория предместья «Знаменское» – пространство от Маратовского кольца вдоль улицы Баррикад, включая набережную реки Ушаковки; территория полуострова Чертугеевский, концепция застройки которого будет определена по результатам архитектурного конкурса; территория бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ).
«Иркутск – один из немногих городов страны, где сложилась уникальная история, связанная с военным училищем. Считаю правильным сохранить эту традицию, – обозначил позицию мэр Иркутска Руслан Болотов.
Конкретные шаги по созданию в Иркутске комфортной городской среды направлены на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры совместными усилиями субъектов иркутской агломерации при поддержке регионального и федерального правительств.
Мэр обозначил некоторые преимущества, которые дает высокая координация действий субъектов иркутской агломерации.
Руслан Болотов отметил, что важно сформировать единую агломерационную транспортно-логистическую сеть грузового и пассажирского транспорта, интегрированную в федеральную и региональную систему. Создание оптимальной дорожной сети и транспортно-логистических узлов обеспечит минимальные издержки на строительство дорог, снимет нагрузку с улиц населенных пунктов. Дополнительный эффект – улучшение экологии, снижение аварийности, уменьшение заторов на дорогах, возможность активнее развивать внутренний и международный туризм.
«Правительство Иркутской области поддержало наш проект по строительству обходов областного центра. По сути, это создание кольцевой автомобильной дороги вокруг Иркутска. В Министерство транспорта России уже направлено соответствующее письмо. Также Правительство региона проводит работу по включению Иркутска в ГП «Развитие транспортного комплекса», – пояснил градоначальник.
Временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев подчеркнул, что вопрос транспортной и инженерной инфраструктуры необходимо рассматривать с точки зрения комплексной программы развития города.
«Все вы помните, как 15 июля из-за проливных дождей часть улиц оказалась затоплена. Ливневая канализация в областном центре или не работает как надо, или вовсе отсутствует. Я уже поручил мэрии провести ревизию городской ливневки, определить участки, которые нуждаются в очистке, и начать проектирование новых систем отвода дождевой воды. Наша с вами задача – учесть все возможные проблемы города», – отметил врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев.
Второе направление перспективной работы в рамках иркутской агломерации, обозначенное мэром Иркутска, – возможность совместно развивать инженерную инфраструктуру, исходя из требований эффективности.
Поддержание и развитие сетевого хозяйства проблематично для каждого муниципального образования в отдельности, поскольку требует значительных вложений в сжатые сроки. В ряде случаев целесообразно развитие централизованных инженерных систем, что позволит снизить их стоимость и повысить эффективность.
«Иркутску уже давно необходим второй теплоисточник. Этого требуют все нормы законодательства о теплоснабжении. При этом есть возможность, например, задействовать ТЭЦ Ангарска», – привел мэр один из примеров эффективного межмуниципального сотрудничества.
Руслан Болотов подчеркнул, что представил Градостроительному совету основные положения Стратегии развития Иркутска: «Формат доклада не предполагает детального рассказа о конкретных мероприятиях по реализации стратегии. Но по всем направлениям ведется активная работа: разрабатывается проектно-сметная документация, проекты проходят экспертизы, определяются подрядчики».
Подводя итоги, Руслан Болотов подчеркнул, что в Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года Иркутск определен перспективным центром крупной городской агломерации, которая будет обеспечивать экономический рост страны. И при сложившейся ситуации, когда энергия муниципальной и региональной власти направлена в единое русло, у Иркутска есть реальный шанс сделать качественный рывок вперед.