Продовольственная инфляция в 2021 г. является одним из наиболее обсуждаемых направлений. В феврале 2021 г. многие торговые сети объявили о намерениях повысить розничные цены на мясо птицы и яйца, ссылаясь на то, что производители запросили повышение отпускных цен на 10,0% в силу увеличения производственных затрат. Торговые сети гарантировали «постепенный» рост цен на продукцию птицеводства, «забывая» при этом, что рост цен на эти виды продовольствия – состоявшийся факт.
На 1 марта 2021 г. цена одного десятка яиц в среднем по всем регионам России составила 77,87 руб., что на 2,74% выше, чем на 28 декабря 2020 г. (в Алтайском крае – на 8,79%). За год розничная цена одного десятка яиц в среднем увеличилась на 31,09% или практически на треть (в Алтайском крае – на 49,04%). При этом повышение розничных цен до 20% за период 02.03.2020-01.03.2021 наблюдалось всего в 9 регионах и городах федерального значения, от 20% до 30% – в 16 территориях, от 30% до 40% – в 15 территориях, от 40% до 50% – в 18 территориях (в том числе в Алтайском крае), в остальных 25-ти регионах прирост цен превысил 40%. При этом торговые сети гарантировали «постепенный» рост цен на продукцию птицеводства.
На 1 марта 2021 г. цена 1 кг мяса птицы в среднем по всем регионам России составила 156,06 руб., что на 7,64% выше, чем на 28 декабря 2020 г. (в Алтайском крае – на 7,22%). За год розничная цена 1 кг мяса птицы в среднем увеличилась на 13,56%. При этом повышение розничных цен до 10% за период 02.03.2020-01.03.2021 наблюдалось в 27 регионах и городах федерального значения, от 10% до 20% – в 34 территориях, в остальных 21-ой территории прирост цен превысил 20%.
Основными причинами повышения отпускных цен производители продукции птицеводства называют:
– снижение поставок инкубационных яиц из Нидерландов и рост цен на них (если в сентябре-октябре 2020 г. цена одного инкубационного яйца составляла 16-17 руб., а в январе-феврале 2021 г. – 30 руб., рост в 1,82 раза);
– снижение объема производства мяса птицы (в январе 2021 г. объемы производства/продажа мяса птицы снизились на 6,4% относительно объемов января 2020 г.; по различным предварительным оценкам снижением объемов производства за февраль 2021 г. составит от 8-9% до 12-15%) вследствие обнаружения и распространения вспышек птичьего гриппа в ряде российских регионов;
– рост цен на оборудование, различные компоненты кормовой базы, ветеринарные препараты, в том числе вследствие изменения валютного курса рубля;
– повышение величины спроса на мясо птицы в условиях снижения реальных доходов большей части населения страны и переориентации потребления мяса на более низкие по цене виды.
При росте производственных затрат единицы продукции в птицеводстве на 22-25% в среднем за 2020 г. птицефабрики «держали» отпускную цену практически без изменений, однако уже в 2021 г. запас прочности иссяк. Так, группа компаний «Черкизово», являющаяся в последние годы лидером в рейтинге производителей мяса птицы по объемам производства, за 2019-2020 гг. повысила среднюю цену реализации мяса птицы с 105,98 руб./кг до 107,67 руб./кг или всего на 1,59% (если сравнивать цены за декабрь 2019 г. и 2020 г., то цены повысились с 110,91 руб./кг до 117,67 руб./кг или на 6,09%).
Таким образом, основной причиной резкого роста цен на мясо птицы и яйца в 2020 г. и начале 2021 г. стали спекулятивные настроения торговых сетей (темп роста розничных цен существенно превышал темпы роста оптовых цен) и ожидания населения последующего роста цен.
Следует отметить, что в апреле-мае 2021 г. следует ожидать определенной стабилизации цен, когда объемы производства продукции птицеводства будут восстановлены до уровня начала 2020 г., если прочие факторы не будут препятствовать снижению розничных цен.