ФНС России в целях исполнения поручений Президента РФ приступила к реализации отраслевого проекта по легализации деятельности рынков, по исключению всеми хозяйствующими субъектами недобросовестного поведения при осуществлении предпринимательской деятельности на рынках, в том числе в части неукоснительного соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (ККТ).
Цель проекта – исключение недобросовестного поведения на рынках – увеличение выручки, фиксируемой с применением ККТ, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счет сокращения теневого оборота розничных рынков и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
Налогоплательщики, осуществляющие деятельность на территориях рынков, не применяющие ККТ, то есть не фиксирующие через ККТ выручку в полном объеме, будут попадать в план проверок.
Усиление контроля за соблюдением «кассовой дисциплины» на розничных рынках обусловлено следующими причинами:
– недобросовестные арендаторы пользуются неточной формулировкой закона о случаях, когда ККТ может не применяться;
– компании, управляющие рынками, не заинтересованы, а часто даже сопротивляются легализации торговли на своей территории;
– на рынках присутствует теневой оборот наличных из-за уклонения от использования ККТ, что приводит к вовлеченности его участников в незаконную банковскую деятельность и налоговым неплатежам;
– отсутствует возможность отслеживать товары, невозможно идентифицировать их историю, качество, цену на каждом этапе в цепочке перепродаж, вследствие чего страдают покупатели;
– продавцы, не использующие ККТ, незаконно получают конкурентные преимущества перед законопослушными налогоплательщиками.
В 2019 году ЦБ РФ направил Президенту письмо, в котором отразил подробности финансирования «серого» импорта и перевода средств за рубеж через крупнейшие российские рынки ежемесячно в объеме не менее 10 млрд. руб. Основные вопросы, связанные с возможным незаконным уходом от налогообложения, были к деятельности арендаторов крупных московских рынков «Садовод», «Москва», «Фуд Сити», петербургской «Софийской овощной базы», екатеринбургских «Таганского ряда» и «Новомосковского», новосибирских «Норд сити молл» и «Дружбы», уфимского «Южного», омского «Торгового города» и дагестанского «Хасавюртского рынка».
По данным ЦБ РФ, в 2020 году по сравнению с 2019 годом объемы сомнительных трансграничных переводов физических лиц снизились на 40%. Такая динамика обусловлена результатом проводимой Банком России работы в рамках консультативного надзора за системами денежных переводов и кредитными организациями.
По мнению Минфина и ФНС России, необходимы следующие меры. Прежде всего, следует сократить перечень случаев, когда ККТ на рынке может не использоваться. Важно обязать потенциальных арендаторов при заключении договора об аренде торгового места предоставлять документальное подтверждение наличия ККТ, ввести ответственность управляющих компаний за разрешение торговли на рынках лицам, не имеющим ККТ. Кроме того, на сайте ФНС появился специальный сервис, позволяющий проверить, зарегистрирована ли ККТ или нет. Также ведомства настаивают на введении упрощенного порядка привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения.
В настоящее время организациям и индивидуальным предпринимателям закон «О применении контрольно-кассовой техники» разрешает осуществлять расчеты с покупателями без применения касс при торговле на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах (в случае, если это открытое помещение (прилавок) внутри крытого). Однако обязаны использовать ККТ торговцы непродовольственной продукцией из списка, утвержденного правительством: ковры, большая часть одежды, изделия из кожи, резиновые и медицинские изделия, автотранспорт, мебель и т.д.
Следует отметить, что до 1 июля 2021 года индивидуальные предприниматели, которые торгуют без привлечения наемных работников продукцией собственного производства, могут не применять ККТ.
Для борьбы с теневым оборотом на рынках на базе региональных управлений ФНС во всех субъектах были созданы рабочие группы из представителей региональных администраций, деловых ассоциаций «Опора России», «Деловая Россия», МВД России и Роспотребнадзора для проведения инвентаризации всех рынков, а также создания целевой модели поведения.
Согласно данным Минпромторга, сейчас в России функционируют 911 рынков, тогда как в 2007 году их было в 6,5 раза больше – 5892. По данным Росстата, оборот розничной торговли по итогам 2020 года снизился на 4,1% по сравнению с 2019 годом и составил 35,555 трлн. руб. Доля розничных рынок в и ярмарок составила только 4,7%, основная доля оборота сегодня приходится на современные форматы торговли.
Помимо рынков под пристальное внимание налоговых органов попадают и предприятия общественного питания вследствие выдачи клиентам так называемых «предчеков». Предчеки (счет, нефискальный документ, указывающий, сколько клиент должен заплатить за услугу) давно и прочно вошли в практику ресторанного бизнеса. В отличие от предчеков, кассовые чеки – официальный фискальный документ, который пробивается через кассу и автоматически попадает в поле зрения налоговой службы. Именно на основании кассовых чеков отслеживается выручка предприятия и проверяется полнота уплаты налогов. Однако некоторые рестораторы часто «забывают» пробивать кассовые чеки и незаконно получают конкурентные преимущества перед законопослушными налогоплательщиками.
Данное обстоятельство послужило причиной запуска проекта «Общественное питание», в рамках которого планируется проведение массовых мероприятий по взаимодействию с предпринимателями из сферы общественного питания в целях побуждения их к соблюдению законодательства в части применения ККТ. В этой связи налоговые органы будут активно работать с жалобами потребителей. Например, в магазинах мобильных приложений доступно приложение «Проверка чеков ФНС России». С помощью такого приложения можно проверить достоверность выданного чека путем сканирования QR-кода на чеке. Если посетитель ресторана пожалуется, что ресторан не выдал ему кассовый чек и направит предчек в налоговую службу, то в отношении предприятия возбудят дело об административном правонарушении, а также выпишут штраф по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф составляет для ИП – от ¼ до ½ суммы непробитого чека, но не менее 10 тыс. руб.; для юридических лиц – от ¾ до 1 суммы непробитого чека и не менее 30 тыс. рублей.