В ходе обучения по программе «Цифровые, аддитивные технологии в сварочном производстве» (направление «Машиностроение») магистранты изучат высокоэффективные комбинированные методики производства деталей машин и инструментов с применением аддитивных технологий, научатся получать функционально-градиентные материалы и решетчатые периодические структуры, узнают, как моделировать производственные процессы и др.
Аддитивные технологии представляют собой ряд операций, в ходе которых происходит послойное наращивание материала для создания объекта по данным 3D-модели. Метод существенно отличается от традиционного, основанного на отделении материала от заготовки.
По информации Андрея Балановского, актуальность аддитивных технологий в промышленности связана с возможностью создавать новые конструкции, оперативно организовать производство кастомизированных изделий и прототипов, минимизировать расходы, а также снизить себестоимость единичной и мелкосерийной продукции.
«Металлические детали, изготовленные с применением аддитивных технологий, могут обеспечить снижение их веса, повысить производительность в аэрокосмической промышленности и других отраслях. Однако, чтобы внедрить такую методику на производстве, следует решить задачи, позволяющие определить точные характеристики изделий.
Эффективными технологиями изготовления металлических деталей методами послойного нанесения материала в авиационной промышленности являются WAAM (GMAW, PAW, CMT), DMD, LBDMD, EBAM», - прокомментировал Андрей Балановский.
Кафедра материаловедения, сварочных и аддитивных технологий развивает WAAM – (Wire Arc Additive Manufacturing). Первые работы в данном направлении были проведены в 2017 году, когда политеховцы в полуавтоматическом режиме изготовили образцы стальных изделий.
В 2020 году руководство университета приняло решение создать научно-педагогический коллектив «Аддитивные и комбинированные технологии», который возглавили директор Института авиамашиностроения и транспорта Андрей Пашков и Андрей Балановский. Интегратором коллектива является заместитель директора Научно-исследовательского и проектного института авиамашиностроительных технологий Александр Малащенко.
Кроме того, на базе Иркутского политеха также был создан экспериментальный робототехнический комплекс, позволяющий получить металлические изделия.
Начиная с 2017 года, студенты выполнили шесть выпускных квалификационных работ (ВКР) бакалавров и магистрантов по данной тематике. Сотрудники кафедры подготовили 10 статей, опубликованных в журналах, индексируемых в Scopus.