22.11.2024
°C
3
$ 100.68
€ 106.08

Эксперты рассказали о перспективах алтайского пчеловодства

29EN5580 2АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, /НИА-АЛТАЙ/. Пчеловодам и оптовикам-продавцам нужна более тесная кооперация для сохранения качества и продвижения продукта под зарегистрированным названием «Алтайский мёд».

Это особенно необходимо на фоне планов федеральных чиновников о пересмотре правил регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ). Два мнения о дальнейших перспективах самого сладкого бренда региона высказали для «АП» эксперты.

«Медведь порушил ульи!»

Барнаульский разработчик различных брендов для предпринимателей Александр Франц несколько лет помогает пчеловодам, решившим присоединиться к тем, кто по праву называет свой продукт «Алтайский мёд». Таких в крае сейчас уже больше двух десятков, и большая часть из них сотрудничала с Францем. Александр напомнил, как в столице волевым решением хотели еще больше сузить круг желающих присоединиться к НМПТ «Алтайский мёд». И хотя эти планы сняли, но нет гарантий, что к ним снова не вернутся в ближайшее время, разрушив сложившийся рынок меда.

– В московских кабинетах вдруг созрел вопрос и идея: «А что это у вас оптовики-перекупщики получают регистрацию? Пусть право на присоединение к НМПТ получат только те, у кого есть собственные пасеки», – пересказал специалист по брендам московские планы. – Но к счастью, пока удается убедить чиновников, что такие изменения поставят крест на огромной массе небольших пчеловодческих хозяйств в крае. Ведь пасеки сразу скупят те же самые крупные оптовики.

Иногда удается решить проблемный вопрос с регистраторами, упирая на экзотические представления москвичей о Сибири. Ведь для тех соотечественников, кто не бывал у нас, картинка об Алтае не сильно отличается от представлений иностранцев.

– Говорили мне: «Ладно, пусть сегодня пришлет ваш пчеловод недостающие документы». Я отвечал, что у нас уже вечер, хотя в Москве день, а предприниматель находится в глухой тайге на пасеке, где нет связи, – делится Франц секретами переговорного процесса. – А если еще добавить, что накануне медведь на этой пасеке порушил все ульи, то на собеседника это действует: «Хорошо, присылайте все позже. Подождем».

Эксперт считает, что само по себе появление любого НМПТ все еще остается попыткой замкнуть рынок определенного товара на узкой группе лиц.

– Но при этом пчеловодство у нас остается все еще тем сектором, который позволяет войти в рынок более широкому кругу людей, – уверен Александр. – Ведь у многих горожан, у которых появились средства и желание их приумножить, есть родственники в сельской местности или пчеловоды в роду. Поэтому эта отрасль будет сохраняться, хотя внутренний спрос на мед как пищевой продукт постепенно падает.

Нужно уметь договариваться пчеловодам не только с оптовиками. А то все еще бывает так, что сами мелкие предприниматели расфасуют продукцию и идут с такой партией, например, к железнодорожникам. А те, конечно, предпочтут на пакетиках большие буквы РЖД, а не название фирмы-производителя.

Когда трое в одном круге

Председатель Кузбасского регионального отделения Союза пчеловодов России Андрей Любимов – частый гость у своих коллег из Алтайского края.

– Не совсем правильно было бы реализовать те планы, которые возникали по лишению оптовиков медовой продукции права на присоединение к НМПТ «Алтайский мёд», – отметил эксперт. – Ведь и у нас в области есть кооперативы, в которых участвуют ваши производители из края. И кооператив тогда бы не смог указать, что наш мед с Алтая? Есть идентификационные признаки, по которым любая администрация, в том числе и Алтайского края, может отследить происхождение товара. Нужно определиться с целью. Хотим ли продвижения меда к потребителям? И без того на него снижается спрос, когда заменяется он куда более вредным сахаром. И поэтому у детей выпадают зубы, показатели по сахарному диабету и онкологии увеличиваются в разы. Главной задачей должно стать обеспечение качественным продуктом.

Кстати, и при наличии НМПТ в соседних регионах торговым сетям пока ничто не мешает продавать алтайский мед собственной фасовки, то есть как бы переработанный за пределами края.

– Знаю, что в Новосибирске есть один из производителей, который пишет на продукте «Алтайский мёд», – привел пример Андрей Любимов. – Если в основе там именно такой мед, то нет ничего в этом плохого. Двигают ваш продукт через торговые сети за границы региона. Этому можно только радоваться. Но если возьмут, например, мед из Башкирии и напишут на нем «Алтайский», то это будет неправильно и с этим надо бороться.

Кемеровский специалист давно популяризирует на различных фестивалях и конкурсах дягилевый мед.

– Он характерен для определенной местности, – подчеркнул Андрей Любимов. – Если поставить точку на карте и отчертить радиусом от нее 100 км, то в этот круг для получения дягилевого меда попадут Горный Алтай, наша Горная Шория и ваши Солтонский и Ельцовский районы.

По мнению эксперта, региональные особенности могут оказывать влияние на ботанический, пыльцевой, состав меда. Но это не умаляет его свойства. Массивы дягиля характерны именно для горно-таежной местности. Лесистая территория, поймы реки и болота с высокой влажностью, экологически чистые условия, где нет посевных культур, хорошо влияют на развитие растений-медоносов.

– Если пчеловоды хотят улучшать такой мед, то и технологии надо выстраивать исходя из того, чтобы получать его с максимальной монофлорностью. Это придаст продукту большие целебные качества, – заверил пчеловод. – Нам надо не ограничения искать, а заставлять оптовиков продвигать особо ценные виды продукта. Я, например, тоже считаюсь оптовиком. Но я исследую свой мед и вижу его отличия в ботаническом происхождении. Это приносит разные вкусовые нотки.

Кстати, в Москве дягилевый мед сейчас предлагают по цене 1200 рублей за килограмм.

Справка. Решение о государственной регистрации наименования места происхождения товара «Алтайский мёд» было принято Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) 18 июня 2015 года. На начало 2024 года обладателями НМПТ «Алтайский мёд» в регионе являлись 23 пчеловода с разной формой собственности.

Источник: «Алтайская правда»


Мы в популярных социальных сетях