Дмитрий Медведев: «Наше совещание является одним из элементов подготовки Государственного совета, включая, естественно, и проработку новых решений, которые могут последовать. Напомню: сегодня российская деревня - это 37 миллионов 300 тысяч человек. То есть практически 25% населения страны, четверть населения страны живет в деревне.
Наша задача заключается в том, чтобы создать нормальные условия жизни. Мы сейчас гуляли по селу, смотрели, как здесь все устроено. Понятно, что хватает проблем, есть и изменения, связанные с обустройством сельских территорий, строительством спортивных сооружений, мест для отдыха детей. Но проблем все равно хватает. Действуем сегодня в рамках стратегии устойчивого развития сельских территорий. Она рассчитана до 2030 года. Конечно, в рамках национальных проектов важно, чтобы работа по сельским территориям шла в комплексе. Со следующего года у нас будет действовать новая государственная программа комплексного развития сельских территорий. На 2020 год на программу в федеральном бюджете мы заложили около 36 миллиардов рублей. Деньги прежде всего пойдут на создание, обеспечение сельских жителей доступным и комфортным жильем, на развитие условий труда, на создание инфраструктуры на селе. Посмотрим, как будет идти работа по этой программе, я эту тему и с коллегами по Правительству обсуждал, и с депутатами Государственной Думы, и с руководителями регионов. В случае если всё будет развиваться успешно, в следующем году на реализацию программы добавим дополнительные средства. Хотя цифра, которая в настоящий момент зафиксирована в проекте закона о государственном бюджете, в два раза, даже чуть больше, выше, чем изначально планировалось. Но думаю, что всё равно придется добавлять. Государственная программа должна быть увязана с результатами мероприятий в национальных проектах. Всё это нужно прорабатывать вместе ведомствам, которые отвечают и за развитие сельскохозяйственного производства: Минсельхозу, Минфину и Минэкономразвития.
Вообще реализация программы принесет пользу только в том случае, если будут конкретные результаты. Они тоже нам всем понятны. Это новые фельдшерско-акушерские пункты, новые врачебные лаборатории, новые мобильные медицинские комплексы, новые школы, новые детские сады, отремонтированные Дома культуры (мы находимся в одном из таких Домов культуры). Понятно, что Дом культуры достаточно старый был, создан в 60-е годы, да? Тем не менее его приводят в порядок. И такая работа должна вестись практически повсеместно.
Просил бы всех присутствующих обратить внимание в этой работе на ряд моментов.
Начну по сферам перечислять. По поводу образования. Очевидно, что школы и детские сады на селе - это первостепенная задача, но строятся они недостаточно быстро. Есть регионы, где стройка только-только началась, хотя год уже подходит к концу. Это в целом недопустимо по любым направлениям, но и по образованию в том числе.
По поводу медицины. ФАПы - задача тоже важнейшая. Они вводятся в строй, но далеко не везде это происходит на системной основе. Там, естественно, где деньги на это выделены. Я имею в виду, речь идет о той ситуации, когда деньги уже есть, а решения не принимаются.
Мы говорили об этом в середине сентября на Президиуме совета. Все необходимые поручения мною были даны. В ближайшее время жду доклад о том, как эта проблема решается.
Качественное подключение к интернету. Здесь работа только разворачивается. По итогам нашего совещания дам поручения Министерству цифрового развития предусмотреть мероприятия в национальной программе «Цифровая экономика» по подключению социальных объектов к Сети. И конечно, регулярно проводить анализ качества доступа этих объектов к интернету.
Есть еще одна тема, безусловно, связанная с развитием сельских территорий. Это санитарная авиация. Она, кстати, весьма актуальна в таких районах, как Сибирь, Дальний Восток, где огромные расстояния и зачастую просто нет дорог. Поэтому с начала года уже выполнено 6,5 тысячи вылетов, доставлены в медицинские учреждения около девяти тысяч человек. Это в целом показатель неплохой, хотя бы потому что эти цифры существенно выше, чем были еще совсем недавно. Но понятно все равно, что цифры могли бы быть лучше. Не везде есть взлетно-посадочные площадки, которые могли бы быть рядом с больницами. Тем не менее действовать здесь нужно. Если говорить о местной ситуации, то в Барнауле уже в течение последних почти 10 лет расширяется медицинский кластер. Есть ресурсы, чтобы оказывать помощь людям по различным профилям. Но тем не менее взлетно-посадочной площадки, насколько я знаю, на территории этого медицинского кластера нет. И конечно, этим нужно заняться, потому что здесь без вертолетов не обойтись. Надо ситуацию проанализировать, надо посмотреть, где можно ускорить строительство этих площадок. Привязать их к медицинским учреждениям и, естественно, посмотреть на источники финансирования. Такое поручение я тоже дам.
Кадровый вопрос на селе всегда стоял остро и в прежние годы. Сегодня мы строим поликлиники, больницы, школы. Открываем спортивные клубы, Дома культуры. И это хорошо. Но работать там зачастую некому. Есть современное оборудование, а специалистов, которые могли бы на нем работать, не хватает. Поэтому системная работа по привлечению кадров на село остается ключевой задачей. Она комплексная, эта задача. Ее, конечно, призывами не решить. Даже в советские времена это не всегда помогало. Тем более сейчас. Поэтому эта задача должна решаться применительно к каждому конкретному региону, потому что везде есть специфика. В Новосибирске ситуация одна, в Алтайском крае - другая, в Республике Алтай - третья. Хотя это близкие территории - на машине можно проехать достаточно быстро. И все равно есть специфика. Она есть и в масштабах страны. Поэтому нужно готовить предложения, как мы сможем привлекать квалифицированных специалистов, но именно, как принято говорить, в разрезе конкретных регионов. И такие рекомендации, а также предложения по стимулированию (оно может быть, естественно, и финансовым стимулированием, и решением социальных вопросов) тоже готовить в таком ключе.
И последнее, что хочу сказать. Мы выделяем деньги регионам из федерального бюджета на базе софинансирования. В некоторых регионах в процессе работы стоимость объектов увеличивается, и это на самом деле, к сожалению, распространенная история. Это требует дополнительных средств из местных бюджетов. Такая нагрузка не всегда по силам регионам, и нужно эту ситуацию тоже в целом, в комплексе проанализировать, почему такое удорожание происходит. Наверное, где-то это и оправданно, но надо все равно разобраться. Надо разобраться, почему происходит такое удорожание в целом ряде регионов, и, понятно, оно сразу же усложняет работу. Для экономии региональных средств предлагается проводить государственные закупки в рамках национальных проектов централизованно. Мы такую возможность на следующий год предусмотрим и для развития сельских территорий и проанализируем, что можно сделать, чтобы закупочные процедуры на региональном и на муниципальном уровнях были более эффективными».