В 2020 г. в России прекратили хозяйственную деятельность и были исключены из реестра субъектов хозяйствования 546,4 тысяч юридических лиц (создано в 2,3 раза меньше) (данные ФНС России).
При этом в 2020 г. при ликвидации предприятий нами были выявлены определенные закономерности и отличия от предыдущих периодов, связанные с изменением эпидемиологической ситуации, различиями по длительности и глубине ограничительных мер в различных субъектах Российской Федерации и городах федерального значения.
Так, количество ликвидированных юридических лиц за 2020 г. снизилось по сравнению с 2019 г. на 18,2%. На долю предприятий, прекративших деятельность вследствие конкурсного производства, приходилось не более 1,3% всех ликвидированных организаций. Большую же долю занимали предприятия, исключенные из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, – около 85,8% всех ликвидированных организаций (данные организации не подавали отчетность более 12 месяцев, на их счетах не осуществлялись движение денежных средств). С нашей точки зрения, основными причинами сложившейся динамики явились:
– мораторий на подачу кредиторами заявлений о несостоятельности должников сроком до 6 октября 2020 г. и продленный до 7 января 2021 г. По окончанию данного срока ожидается увеличение количества «отложенных» заявлений на ликвидацию юридических лиц примерно на треть;
– повышение эффективности института субсидиарной ответственности, связанные с изменением с 2018 г. законодательства, вследствие чего к уплате задолженности ликвидированных в ходе конкурсных производств предприятий стали не только номинальные их собственники, но и «скрытые» бенефициары, в результате уйти от исполнения финансовых обязательств перед кредиторами и коммерческими банками стало намного сложнее;
– сложившаяся в 2010-2019 гг. отраслевая структура ликвидируемых предприятий: около 50-60% ежегодно приходилось на предприятия оптовой и розничной торговли (финансовая несостоятельность хозяйствующих субъектов на данных рынках при достаточно высокой оборачиваемости денежных средств является свидетельством того, что их собственники при отсутствии реальных входных барьеров доступа на рынок неверно оценили собственные риски и готовность в ведению предпринимательской деятельности в условиях конкуренции с более крупными игроками сферы торговли), строительства (финансовая несостоятельность хозяйствующих субъектов на данных рынках была предопределена изменением системы финансирования долевого строительства жилых помещений, необходимостью использования эскроу-счетов с 1 июля 2019 г.) и недвижимости.
Таким образом, в перспективе ожидается прирост «отложенного» количества ликвидаций юридических лиц, более точный прогноз можно будет осуществить, имея данные по количеству поданных кредиторами заявлений о ликвидации должников. Безусловно, подобный прогноз предполагает стабилизацию эпидемиологической ситуации в субъектах РФ и городах федерального значения, постепенное оживление экономики.