Еще в декабре 2000 года Всероссийский фонд общественного мнения провел опрос об отношении россиян к вакцинации и их готовности пройти вакцинацию от короновирусу.
Население владеет информацией о том, что начался масштабный этап вакцинации (97%). По состоянию на декабрь 2020 года 58% опрошенных заявили о высоком уровне информированности о вакцинации. Более осведомленными оказались жители столиц и крупных городов. Это, как правило, лица в возрасте старше сорока пяти лет.
Высокий уровень готовности к вакцинации демонстрируют 38% опрошенных. Это, прежде всего граждане в возрасте от 45 до 59 лет (44%) и старше 60 лет (49%).
Среди тех, кто не готов делать прививку существенна доля молодежи в возрасте от 25 до 34 лет (70%).
Показательны результаты ответов на вопрос о том, что выступает препятствием к вакцинации. Так, по состоянию на декабрь 2000 года 23% населения занимало позицию наблюдателя, в ожидании дополнительных результатов исследований и подтверждения эффективности вакцины. Сегодня эффективность доказана не только результатами клинических испытаний, но и авторитетным мнением экспертов и серьезными научными публикациями.
У 16 процентов есть недоверие и страх. А это значит, что эта группа нуждается в дополнительной разъяснительной и просветительской работе. Для 13% россиян мотив отказа от вакцинации связан с наличием противопоказаний.
Пока российские граждане убеждаются в необходимости и безопасности вакцинации, во всем мире активно вакцинируют население.
По среднему количеству вакцин в день (за первую неделю февраля 2021 года) лидируют США, Китай, Великобритания.
Вакцинация в России носит добровольный характер. А это значит, что от понимания населением своей личной ответственности, от отношения работодателей к вакцинации, от процедуры организации самой вакцинации и распространения объективной информации о ситуации будет зависеть, в том числе и формирование коллективного иммунитета, а соответственно, и возвращение к традиционным моделям и форматам поведения.
Заведующая кафедрой психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС Наталья Проказина отмечает, что сегодня необходимо проведение не только масштабной рекламно-пропагандистской работы, но и просветительской деятельности в рамках мероприятий информационно-разъяснительного характера. Такая деятельность наиболее актуальна для молодежи и людей среднего возраста, которые, в силу своего образа жизни, оказываются наиболее включенными в активное взаимодействие с другими людьми, что автоматически переводит их в группы риска.